ИСТОРИЯ РАМЕШКОВСКОГО РАЙОНА

газета "Сельская жизнь" № 38 (23454) от 21.05.2009
   

Горькая судьба царя Симеона.

автор:
Елена НАУМОВА, Никита ШЕВЦОВ,
 
 
В полной драматизма истории царствования Ивана Грозного особое место занимает загадоч¬ный период "правления" Симеона Бекбулатовича. Не кто иной, как сам Иван провозгласил его самодержцем, удалившись на несколько месяцев из Кремля и причислив себя к подданным нового самодержца. О царствовании Бекбулатовича нам известно еще из школьных учебников, в которых он предстает марионеткой и чуть ли не шутовским персонажем.


НО ТАКОЙ ли подставной фигурой был Симеон Бекбулатович? И так ли уж несерьезно относился к нему Иван Грозный со своим окружением? Многое из того, что связано с провозглашением его царем и последующей жизнью, остается загадкой. Прежде всего нет ответа на главный вопрос: почему Иван Грозный избрал именно его в качестве законного государя и для чего понадобилось русскому царю отказаться от царства, пусть даже и временно, в пользу этого представителя знатного татарского рода? Получив ответ, мы сможем понять, почему в дальнейшем отстраненный от власти Симеон Бекбулатович в отличие от многих фаворитов жестокого царя не подвергся опале, а пользовался почетом и славой как при жизни Ивана Грозного, так и в начале царствования его сына Федора Иоанновича. Свой рассказ о жизни и царствовании Симеона Бекбулатовича мы начнем, отправившись в Рязанскую область, где на холмистых берегах задумчивой Оки разбросал свои дома и колокольни древний город Касимов. Исторические хроники сообщают, что некогда он назывался Городцом Мещерским, и с середины XV века вплоть до 1681 года считался удельным владением татарских ханов, находившихся на службе у русского царя. Городец Мещерский, согласно официальной версии, был передан московским великим князем Василием Темным в управление царевичу Касиму в благодарность за оказанные услуги в ходе терзавшей Русь междоусобной борьбы. Касим бежал из Казани и был принят на русскую службу в 1446 году. Ему-то и отдали в удел за лояльность и верную службу Городец Мещерский, ставший центром Касимовского ханства. Оно считалось буферной территорией между Московским государством и Казанским ханством. Впоследствии в память о первом татарском правителе город стал называться его именем. Оказавшись в Касимове, мы попытались узнать, есть ли здесь какие-нибудь постройки или документы, имеющие отношение к рождению и жизни татарского царевича Саин-Булата, первым из правителей Касимовского ханства полу-чившего титул Царя Касимовского. Наверное, читатели уже догадались, что нас интересовал тот, кто впоследствии, в 1575 году, венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Можно предположить, что Саин-Булат стал царем в Касимове примерно в 1570 году. Но, увы, наши поиски свидетельств пребывания в Касимове будущего Великого князя Московского и всея Руси Симеона Бекбулатовича ни к чему не привели. В экспозиции краеведческого музея в Касимове нет даже намека на то, сколь важное, можно сказать, историческое лицо правило когда-то в этом городе. Пришлось ни с чем возвращаться в Москву, где, изучив многочисленные документы, мы узнали, что за три года до своего венчания на царство Саин-Булат крестился, получив имя Симеона. К этому времени он уже успел отличиться в ряде сражений, вызвав расположение к себе московского царя. Тогда же Симеон Бекбулатович женился на Анастасии Мстиславской, мать которой приходилась племянницей великому князю Василию III - отцу Ивана Грозного. И все же мы так и не нашли убедительного ответа на вопрос, почему вскоре после упразднения опричнины царь Иван, пользовавшийся неограниченной властью, вдруг решил разыграть спектакль, отказавшись от царствования и передав трон татарскому юноше. Такое решение вряд ли стоит рассматривать как одно из очередных сумасбродств Ивана. Судя по всему, московский царь вел тонкую политическую игру, которую в конечном итоге ему удалось выиграть. Страшный эксперимент с опричниной не оправдал себя. Опричники не смогли ни защитить границы московского государства, проиграв ряд важных сражений, ни стать надежной социальной опорой царя. А между тем росло недовольство экономическим положением страны, жить в которой становилось все тяжелее. К тому же астрологи предрекли суеверному Ивану, что в 1576 году он должен умереть. И тогда Иван решил, что, временно уйдя в тень, он сумеет направить недовольство своим правлением на новоиспеченного царя. Грозного могло интересовать и то, как отреагируют в стране на смену царствования, что позволило бы ему лучше разобраться в политической ситуации в стране. Но как бы там ни было, передав царство Бекбулатовичу, покинув Кремль и переехав на Петровку, Иван продолжал зорко следить за своим преемником. Он знал, что, несмотря на свое знатное происхождение, царь Симеон не преследовал никаких честолюбивых планов и не представлял никакой угрозы для реальной власти московского государя. Успокоившись и выяснив все, что ему было надо, Иван возвра¬тил все на круги своя, решив через 11 месяцев вновь стать царем. Но в отличие от прежних лет, когда он безжалостно расправлялся с недавними фаворитами, Грозный не только не подверг опале смещенного с трона Симеона, а осыпал его великими милостями, выделив ему в правление Тверское княжество. Сам же недавний царь стал именоваться не иначе как Великим Князем Тверским. Интересные подробности о времени правления Симеона Бекбулатовича в Тверском княжестве мы узнали, приехав в расположенное примерно в тридцати километрах от Твери село Кушалино, где и сейчас возвышается возведенный по его указу шатровый красавец-храм, настоящее чудо, которое никак не ожидаешь встретить в ныне почти никому не известном селе. Смотришь на его белокаменные стены и понимаешь, что строили его по царскому повелению. Да и как могло быть иначе, если многие на Руси продолжали считать Симеона царской особой, требующей к себе особого уважения и почитания. Мы приехали в Кушалино, не успев предупредить местного священника отца Валерия, который в то утро уехал на крестины в одну из отдаленных деревень. Поэтому мы встретились с сотрудницей сельской библиотеки, которую отец Валерий попросил побеседовать с нами. "Вряд ли я могу рассказать что-нибудь интересное о Симеоне Бекбулатовиче, лучше возьмите вот эту книгу", - сказала она и про тянула небольшую, изданную еще в 1851 году книжицу, которая называлась "Историческая записка о древней церкви Смоленския иконы Пресвятыя Богородицы Одигитрии в селе Кушалине, и о самом Кушалине с прилежащими к нему местами". "Только обязательно верните эту книгу", - поспешила добавить библиотекарь. Раскрыв книгу, мы прочитали о том, что хотя Симеон Бекбулатович "и носил титул Царя, но он был исполнителем только Иоанновых тайных повелений. Когда же Иоанн Васильевич, убежденный всеобщим молением и просьбою, вступил снова в управление Царством, тогда Царю Симеону, дав великия богатства, пожаловал и город Тверь, с новым титулом: Великий Князь Тверский". Спустя месяц, на Троицу, мы вновь оказались в храме села Кушалино. Отец Валерий встретил нас у входа в церковь. Ее каменный пол был усыпан березовыми листьями. Ветви берез украшали стену и пока еще небогатый алтарь. Мы с благодарностью возвратили книгу священнику, а он рассказал, что храм возродился сравнительно недавно. Службы пока что проходят нечасто. Ведутся реставрационные работы. Но средств для их быстрого завершения не хватает. А ведь шатровые церкви XVI века, да еще имеющие самое непосредственное отношение к русским царям, можно по пальцам перечесть! Но вернемся к рассказу о царе Симеоне. Все стало в корне меняться после смерти Ивана IV. У бывшего великого князя Московского появился могущественный противник в лице Бориса Годунова, который имел все причины видеть в нем реального соперника в борьбе за власть. Ведь Симеон уже был царем и мог с полным на то основанием претендовать на престол после смерти бездетного Федора Иоанновича, что конечно же не входило в планы Бориса Годунова. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что Симеона ссылают в уже знакомое нам село Кушалино. С именем ссыльного князя связано чудо, которое ни до, ни после не случалось на Руси. В 1595 году основатель спрятавшегося среди непроходимых северных болот Свято-Троицкого Зеленецк Зеленецкого монастыря, преподобный Мартирий отправился для утверждения обители в Москву к самому царю Федору Иоанновичу. Он шел в столицу через Тверь. Узнав о появлении старца, Симеон велел позвать его, чтобы тот помолился за его умирающего сына. Но еще до прихода Мартирия отец узнал, что сын от¬правился в мир иной. Однако пришедший Мартирий стал молиться, положив на грудь покойного образ Тихвинской Богоматери, список с чудотворной иконы, с которым святитель никогда не расставался. И вдруг умерший воскрес и встал с постели. Счастью отца не было предела. В благодарность он пожертвовал крупную сумму на строительство первого каменного храма в Зеленецком монастыре, став попечителем обители. Более двадцати лет Симеон провел в селе Кушалино, где предположительно в 1594 году по его повелению и была построена церковь Смоленской Божьей Матери. Образ Богоматери Смоленской был домашней святыней опального царя, которой по преданию благословил его еще при крещении митрополит Кирилл. Эта икона хранилась в кушалинской церкви вплоть до 1917 года. Внимательно всмотрев¬шись в храм, мы пришли к выводу, что некоторые детали его внешнего оформления очень напоминают декор Архангельского собора Московского Кремля, служившего усыпальницей всех русских великих князей и царей. Летописные источники свидетельствуют о том, что смещенный с великокняжеского престола Симеон был чужд властных амбиций: часто спускался он в храмовое подземелье, проводя долгие часы в уединении и молитве, "и живяше в скудости..., не искаша же земнаго ничего". Как хотелось проникнуть в усыпальницу Смоленской церкви, увидеть то место, где молился крещеный хан. Однако отец Валерий вынужден был нас разочаровать: подземелье засыпано, попасть в него нельзя. Окончание строительства кушалинской церкви по времени совпало с большим несчастьем, постигшим Симеона. Легенда гласит, что все еще боявшийся и ненавидевший его Годунов якобы в знак примирения прислал ему бутылку испанского вина. Выпив его, Симеон Бекбулатович ослеп, а никакого возвращения из ссылки так и не последовало. Судьба испытывала его и в годы, последовавшие после смерти Годунова. Можно сказать, что бывший царь стал жертвой Смутного времени. Каждый из приходивших к власти видел в нем своего соперника. А потому неудивительно, что Лжедмитрий I, первоначально вернувший его из ссылки как пострадавшего от Годунова, затем сослал несчастного Симеона в Кирилло-Белозерский монастырь, где в 1606 году его постригли в монахи. Татарский царевич получает новое, на сей раз монашеское, имя Стефан. Вероятно, тогда же приняла постриг и супруга Симеона Бекбулатовича Анастасия Ивановна, в монашестве сестра Александра. Одним из своих первых указов Василий Шуйский отправил инока Стефана еще дальше - на Соловки. В Соловецком монастыре он провел шесть лет, полных лишений и страданий. Надежда затеплилась, когда в 1612 году Дмитрий Пожарский приказал вернуть бывшего царя в Кирилло-Белозерскую обитель. Освобождение пришло только с окончанием Смутного времени -после того как в 1613 году на престол взошел Михаил Романов. Он вспомнил о находившемся в заточении старце Стефане и возвратил его в Москву. Бывший царь поселился в Симоновом монастыре. Морозным февральским днем, пройдя несколько сотен метров от станции метро "Автозаводская", мы оказались возле единственной сохранившейся до нашего времени западной стены Симонова монастыря. Узким проходом, отгороженным с обеих сторон бетонными заборами от завода "Динамо", прошли до Церкви Рождества Богородицы, построенной в самом начале XVI века, где были захоронены когда-то останки героев Куликовской битвы. И в наше время приходящие в храм верующие имеют возможность пре¬клониться перед прахом Пересвета и Осляби - монахов, которых бла¬гословил на ратный подвиг препо¬добный Сергий Радонежский. Симонов монастырь стал мес¬том упокоения и для Симеона Бек-булатовича, равно как и его супру¬ги. Их похоронили под папертью Успенского собора. Еще в середине XIX века можно было увидеть мо¬гильную плиту с надписью: "Лета 7124 (1616) генваря в 5-й день на память Св. Мученика Феопемпта и Феоны преставися раб Божий царь Симеон Бекбулатович, во иноцех схимник Стефан". Собор разрушили, когда в 1930-х годах прошлого века на территории монастыря началось строительство Дворца культуры ЗИЛ. К сожалению, никто из местных священников не смог нам точно сказать, где располагались захоронения Симеона Бекбулатовича и его супруги. Могильная плита до нашего времени не сохранилась. Но зато сохранилась память о царе, правление которого хотя и может показаться историческим курьезом, но тем не менее явилось одной из ярких и загадочных страниц великой российской истории.
Бесплатный хостинг uCoz